Азбука криминалистики. Наследники Холмса. Логотип
Главная История Виды экспертиз Советы эксперта Юмор Литература Крим. техника Календарь сайта Форум Ссылки

::Реклама

::Тактико-психологические аспекты работы с очевидцем в процессе изготовления субъективного портрета.

Восприятие внешнего облика неизвестного человека - это сложный психический процесс, который проходит в определенных условиях и под влиянием конкретных факторов. Результатом этого процесса является мысленный образ, сформировавшийся в памяти очевидца, составляющий основу информации о внешности другого человека. Мысленный образ - это представление о внешности, созданное на базе восприятия в процессе сложной деятельности человеческого сознания; относительно устойчивый образ человека, который в данный момент не вызывает ощущений и не воспринимается'. Формирование мысленного образа происходит в определенных условиях и под воздействием определенных факторов. Его субъективная сущность определяется индивидуальностью процесса образования, сохранения и воспроизведения этого вида отображения. Поскольку процесс формирования мысленного образа в криминальных ситуациях чаще всего весьма непродолжителен, то субъект обычно успевает получить в основном лишь знание об основных признаках внешнего облика ранее незнакомого человека. Тем не менее природа восприятия человека человеком такова, что субъект даже на основе непродолжительного наблюдения формирует некоторое обобщенное представление об объекте, поэтому целесообразно стремиться материализовать мысленный образ в ближайшее время после его формирования.

Субъективные портреты (далее по тексту - СП) - это изображения лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. В силу того, что СП дают зрительное представление о лицах, неизвестных к началу организации розыска, по существу, они заменяют фотографические изображения в тех случаях, когда необходимо разыскать и установить лицо, фотоснимок которого отсутствует. Поэтому особое значение приобретает работа по актуализации мысленного образа.

Всю работу по составлению СП можно разделить на несколько этапов, которые реализуют свои задачи при помощи определенных психологических приемов.

1 этап. Предварительный

Задачи: 1. Получение от инициатора задания максимальных сведений об очевидце.

2. Продумать работу с очевидцем на основе имеющихся данных (антропологический тип, пол, возраст, роль очевидца - потерпевший, свидетель, участник и т.д.).

2 этап. Беседа с очевидцем

Задачи: 1. Установление психологического контакта с очевидцем.

2. Активизация процессов памяти очевидца по воспроизведению образов.

3. Определение типа человека по сенсорным предпочтениям (модальности и субмодальности: визуальный, аудиальный, кинестетический, обонятельный и вкусовой.

Основные приемы: назвать имя очевидца при знакомстве и не забывать в процессе работы над портретом обращаться к очевидцу по имени; проявлять вежливость (предложить раздеться, показать место работы); во время рассказа очевидца об обстоятельствах дела смотреть в глаза, быть внимательным; корректно направлять рассказ очевидца (избегать не относящихся к делу деталей и подробностей, задавать наводящие вопросы); использовать выражения “я вас понимаю”, “хорошо”, “у вас хорошая память”, “вы мне очень помогли”, “у нас получится хороший портрет” и т.д., проявляя искреннюю заинтересованность в хорошем результате; если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия; после рассказа очевидца дать ему “отдохнуть”, переключив на рассказ о себе (профессия, род занятий); сделать “комплимент-профессия”; перед началом составления портрета использовать фразу “уверенность в хорошем результате”.

3 этап. Изготовление (составление) СП

Задачи: 1. Поддерживать установленный психологический контакт с очевидцем.

2. Активизировать процессы памяти очевидца по детальному воспроизведению зрительных образов.

3. Получить органичное изображение разыскиваемого человека.

4. Добиться типажного сходства СП с реальным лицом.

Основные приемы: ориентировать память очевидца на типажное сходство с известными людьми; начинать работу с той части лица, которую очевидец, по его мнению, запомнил лучше; прибегать к сравнению формы элементов лица с известными геометрическими фигурами, в случае, если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия и вопросы на контрасте (“Нос длинный или короткий”?); предлагать очевидцу карандаш для рисования (не может описать словами, нет в базе нужного элемента и т.д.); использовать выражения, одобряющие совместную работу; в процессе дорисовки СП специалист периодически согласовывает свою работу с очевидцем при помощи вопросов “Стало лучше или хуже”? или “Что, на ваш взгляд, еще нужно изменить”? и т.п.; избегать излишней детализации изображения.

4 этап. Получение сведений о результате использования СП.

Рассматривая тактико-психологические аспекты работы с очевидцем в процессе изготовления субъективного портрета, нельзя не сказать об организации и оборудовании помещения для составления СП. Перечислим основные из них: наличие отдельного помещения (площадь около 10 м. кв.); эргономичная, но не расслабляющая мебель; наличие всех необходимых инструментов "под рукой"; убрать "агрессивные" предметы; установить комнатные растения; предусмотреть возможность управлять освещением и др. Кроме того, необходимо исключить любые ситуации, отвлекающие специалиста во время работы с очевидцем. Перечисленные требования помогают решить задачу создания комфортно-деловой среды для успешной работы.



Покупка/Продажа рекламы в интернет. Партнерские программы