Азбука криминалистики. Наследники Холмса. Логотип
Главная История Виды экспертиз Советы эксперта Юмор Литература Крим. техника Календарь сайта Форум Ссылки

::Реклама

::Цифровая фотография в криминалистике.

До настоящего времени процесс изготовления фототаблиц в качестве приложений к заключениям экспертов представляет собой достаточно трудоемкую процедуру обработки негативных и позитивных материалов. Трудозатраты резко возрастают, если в ходе исследований применены специальные виды съемки. Применение традиционных фотографических методов требует значительного объема подготовительных работ (по составлению растворов, подбору экспозиции, режимов проявления и др.), что сказывается на сроках выполнения заданий. Вместе с тем в настоящее время получает практическую реализацию новый метод фотографической фиксации, основанный на цифровой технологии, что расширяет возможности судебно-исследовательской фотографии.

В последние годы ведущие фотографические фирмы активно занялись разработкой нетрадиционных способов фиксации визуальной информации, основанных на применении цифровой технологии. Это привело к появлению технических средств, которые, как ожидают специалисты, получат широкое распространение в будущем. Метод цифровой фотографии минует трудоемкий процесс экспонирования и обработки светочувствительных материалов, позволяет получить фототаблицу за короткое время, к тому же не требует подготовительных работ. В отличие от традиционной фотографии, где изображение воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, в цифровой фотографии роль светоприемника выполняет электронная поверхность - ПЗС (прибор с зарядной связью) -линейка или ПЗС-матрица. Такой способ представления изображения дает возможность преобразовать объект съемки в вид, удобный для компьютерной обработки, и получить его копии (отпечатки) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге. Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Изображения, записанные в электронном виде, можно хранить длительное время, а при наличии автоматизированных систем поиска их нахождение в большом многодисковом архиве займет немного времени. Так можно хранить изображения натурных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения.

Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений. Можно улучшить качество изображения за счет фильтрации, подавить фон и выявить слабовидимые признаки увеличением отношения сигнал/шум, повысить контрастность, резкость изображения. Данные операции позволяют увидеть и оценить (распознать) то, что слаборазличимо, а подчас и невидимо. При традиционной фотосъемке в невидимых лучах наводка на резкость затрудняется тем, что фотографический объектив формирует изображение на другом, нежели при съемке в видимой области, расстоянии, а изображение нельзя контролировать визуально. Трудно также правильно определить экспозицию, которая зависит от многих факторов. Ряд цифровых средств чувствителен и к невидимой области спектра, в частности к ближней инфракрасной, при этом весь процесс съемки может контролироваться визуально, на экране монитора.

Таким образом, цифровая технология дает для научно-исследовательской фотографии новые средства - цифровые - и позволяет существенно изменить и дополнить уже известные фотографические методы.

Цифровая фотография в криминалистике.

Процесс цифровой фотографии заключается в получении цифрового изображения, его редактировании и печати копий на твердом носителе. Для этого разработаны специальные технические (фотографические) средства. К ним относятся цифровые устройства ввода, устройства вывода и устройства хранения изображений. Редактирование изображений осуществляется с помощью программных средств - графических редакторов. Наряду с использованием современных технологий получения изображений, ранее не рассматривавшихся в криминалистической литературе, способ цифровой фотографии вместе с тем не исключает применения уже известных методов традиционной криминалистической фотографии.

Как известно, методы в криминалистической фотографии подразделяются на запечатлевающие и исследующие. Первые служат для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Вторые - в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Для экспертов-криминалистов важны и те и другие методы. С помощью запечатлевающих методов осуществимы фиксация общего вида объектов криминалистических экспертиз, получение репродукций, получение стереоскопического изображения. К исследующим методам относятся цветоделительная и контрастирующая фотография, фотографирование в невидимых лучах, микрофотосъемка.

При работе с цифровыми изображениями появляются новые возможности обработки изображений и фотографические исследования могут быть проведены за короткое время, при этом отпадает необходимость в подборе специальных фотоматериалов и методов их обработки. В то же время отсутствие дополнительных аксессуаров к цифровым камерам пока не позволяет использовать их для некоторых специальных видов съемки, традиционно применяемых в криминалистике.

Цифровая камера (digital camera) относится к цифровым устройствам ввода (digital input device) и предназначена для получения полутоновых или цветных изображений объектов съемки. В отличие от традиционной фотографии, где изображение воспринимается светочувствительным слоем фотопленки, в цифровой фотографии роль светоприемника выполняет линейка или матрица ПЗС.

ПЗС-матрица - это микросхема, содержащая многочисленные равномерно распределенные рецепторы, преобразующие свет в электрические сигналы. В дальнейшем эти сигналы преобразуются в цифровое описание изображения для компьютерной обработки и печати. Производство матриц с безупречно точным расположением каждого рецептора относится пока к разряду трудоемких и дорогостоящих технологий, поэтому количественное увеличение рецепторов, прямо влияющее на разрешающую способность изображения, пропорционально увеличивает стоимость изделия. Полученное "скрытое" изображение с помощью специальных схем внутри камеры сохраняется на носителе. В качестве носителя может использоваться полупроводниковая память или магнитный диск.

В настоящее время производятся два типа ПЗС-матриц: сканирующие матрицы (называемые также линейками) - микросхемы, которые перемещаются параллельно плоскости объекта, и статические матрицы - неподвижные микросхемы, фиксирующие кадр одномоментно. Несомненным преимуществом фотокамер со статическими матрицами является возможность запечатления объектов в динамике и использования импульсных источников света. Однако недорогие камеры, использующие малогабаритные ПЗС-матрицы, имеют невысокую разрешающую способность.

К цифровым устройствам ввода помимо цифровых фотокамер можно отнести и сканеры (планшетные или проекционные). Для ввода плоских объектов (документов, поверхностных следов и др.) предпочтительнее использовать планшетные сканеры. Для ввода объемных, в том числе и крупногабаритных, предметов применяются цифровые фотокамеры и проекционные сканеры.

Принцип действия камер зависит от типа приемного устройства. Камеры на основе линейных ПЗС используют принцип полинейного сканирования изображения горизонтальными линиями. Для практической реализации данного принципа необходимо использовать источники света с непрерывным излучением в течение всего времени сканирования. Это сопряжено со значительным энергопотреблением и с повышенным тепловым фоном (к примеру, если используются лампы накаливания). Поэтому следует соблюдать осторожность при съемке объектов, чувствительных к воздействию высоких температур. По данной технологии сканирование может занимать несколько минут, что не дает возможности фиксировать движущиеся объекты, но позволяет получить высокое разрешение изображения при относительно невысокой стоимости микросхемы.

Так называемые three-shot камеры, также как и камеры на базе линейных ПЗС, пригодны лишь для фиксации неподвижных объектов, но при этом дают возможность получать цветные изображения и используют матричные ПЗС. Цветоделение проводят с помощью трех фильтров - красного, зеленого, синего. Съемка одного объекта производится 3 раза подряд с каждым из трех фильтров по отдельности. В результате получаются три полутоновых изображения, из которых в последующем формируется цветное изображение. При данном способе можно использовать импульсные источники света, включая лампу-вспышку, а также монохромные камеры для получения цветоделенных картин.

Оn-shot камеры действуют аналогично традиционным переносным фотокамерам и пригодны для получения цветных изображений перемещающихся объектов. Многие производители используют даже корпуса и объективы традиционных камер, изготавливая лишь цифровые приставки. Можно использовать импульсные источники света и короткие экспозиции.

Цветоделение осуществляется двумя способами - расчетно-цветным и трехматричным. В расчетно-цветном способе используется одна ПЗС-матрица с областями, имеющими полосковые фильтры (красный, зеленый, синий). На фотоэлементы каждой области попадает только один цвет. Далее принятое изображение интерполируется, и получается цветное изображение, в котором RGB-pixel рассчитывается от первоначальных пикселов с разрешением, равным разрешению матрицы (итоговое значение определяется сложением первоначальных значений в определенных пропорциях).

Трехматричный способ заключается в получении трех одинаковых полутоновых изображений, полученных цветоделением. В качестве цветоделителя часто используют призму. Свет в призме разделяется на три составляющие и направляется на три соответствующие ПЗС-матрицы. Описанный способ позволяет получать изображения с высоким разрешением, однако высокая стоимость технических средств ограничивает его распространение. Некоторые производители предлагают использовать матрицы с невысоким разрешением, а затем проводить программную интерполяцию для повышения качества изображений.

Цифровая фотография пригодна для фиксации объектов криминалистических экспертиз. При помощи устройств ввода возможно получение цифрового изображения высокого разрешения, которое после обработки в графических редакторах можно либо поместить непосредственно в текст заключения эксперта (без использования фототаблиц) либо вывести на печать отдельно (в форме фототаблиц). Во втором случае качество печати за счет применения специальных бумажных носителей и принтеров может быть существенно повышено.

Цифровая технология расширяет исследовательские возможности судебной фотографии. Использование компьютерной обработки значительно повышает наглядность при выявлении слабовидимых и невидимых следов, изучении залитых, зачеркнутых записей, установлении способа изменений и восстановлении первоначального содержания документов. Для этих целей может использоваться широкий спектр компьютерных фильтров из графических редакторов.

Техника криминалистической цифровой фотографии.

При съемке с камерами, использующими ПЗС-линейки, необходимо помнить о непрерывности освещения во время сканирования изображения. В качестве доступных источников света для фиксации общего вида объектов криминалистических экспертиз можно рекомендовать набор ламп дневного света.

В технологии цифровой фотографии по аналогии с традиционным фотопроцессом можно выделить следующие основные этапы: подготовка к съемке, экспозиция, обработка и получение фотоизображения на прозрачной или непрозрачной (бумажной) основе.

На первой стадии, помимо установки освещения и визуального определения интервалов яркостей, следует оценить объект съемки и выбрать необходимое оборудование. Правильный выбор оборудования позволит с наименьшими затратами получить требуемое изображение. Например, для получения репродукций таких объектов криминалистических экспертиз, как документы, целесообразнее использовать не цифровую камеру, а планшетный сканер. Вместе с тем, если в документе требуется выявить детали (удаленные записи, вдавленные штрихи), планшетный сканер вряд ли пригоден вследствие ограниченных возможностей в подборе режимов освещения, спектральной фильтрации. На подготовительном этапе необходимо учесть согласованность по спектральным характеристикам источника света и ПЗС-матрицы устройства ввода.

На следующей стадии осуществляется собственно фотосъемка объектов: предметов, документов, материалов, веществ, объемных или поверхностных следов.

После проведения экспонирования на светочувствительной поверхности приемника образуется скрытое электронное изображение, которое может быть сохранено во встроенной памяти цифровой камеры или введено непосредственно в графическую станцию с помощью дополнительного интерфейса. Последний способ используется при съемке студийными камерами, сканировании планшетными и проекционными сканерами. В случае, когда изображения сохранены в формате устройств ввода (во внутренней памяти цифровых репортерских и любительских камер), ввод их в графическую станцию может быть отложен до получения серии кадров.

Третья стадия заключается в обработке (редактировании) изображения. Редактирование изображения проводится в специальных прикладных программах - графических редакторах и является ответственным этапом работы эксперта. Редактирование заключается в коррекции тоновых и цветовых характеристик изображения, улучшении качества изображения с помощью фильтров и других процедур, подготовке изображения к печати.

На заключительной стадии изображение выводится на бумажный или пленочный носитель при помощи принтера. Предназначенные для архивного хранения изображения (архивные копии) могут быть сохранены на электронном носителе большой емкости (CD-диске, магнитооптическом диске), освобождая тем самым жесткий диск графической станции.

Выбор необходимого режима освещения зависит от отражательных свойств объекта съемки и решаемых криминалистических задач. Основное правило: освещение должно быть равномерным, рассеянным, без образования плотных теней и бликов на поверхности исследуемого материала. Даже малозаметная неравномерность в освещении может привести к значительной "зашумленности" обработанного изображения. Не менее важным следует считать выделение информационно значимых деталей в объектах, проводимое до обработки их изображений. Этого можно добиться цветоделением, исследованием люминесцентных свойств объектов, использованием различий их отражательных свойств в невидимых для человеческого глаза лучах. Такой дифференциации деталей способствует применение на входе системы фильтрованного излучения, особых режимов освещения. Например, исследуя дописанные записи, можно добиться пусть незначительного, но различия в плотностях первоначальных и дописанных штрихов. Последующей цифровой обработкой эти различия можно сделать более наглядными.

Как известно, оптический диапазон спектра состоит из трех областей электромагнитных волн: ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной. Область ультрафиолетовых лучей располагается в диапазоне от 100 до 380 nm, инфракрасные лучи имеют интервал с длинами волн от 760 до 1000 nm. При криминалистических исследованиях используются, как правило, видимая область (400 - 700 nm) и ближайшие к ней участки невидимой области спектра, расширяющие интервал от 300 до 900 nm.

Современные ПЗС-матрицы могут достигать светочувствительности 400 - 800 ISO, но большинство из них приравнено по значению к 100 - 200 ISO. Поэтому при съемке приходится использовать дополнительные источники света, включая лампы-вспышки. Вместе с тем, при высоких уровнях освещенности и наличии на поверхности объекта бликующих деталей светоприемная поверхность матриц или линеек заполняется избыточными зарядами, которые "перетекают" в соседние ячейки, что приводит к дефектам изображений в виде светлых полос - "тянучек". Это явление получило название "блуминг". Для устранения указанного дефекта используется "антиблуминг" - встроенное устройство защиты ПЗС-матрицы от локальных световых перегрузок, состоящее из затвора и стока.

Из доступных внешних приемов, позволяющих частично устранить явление блуминга, можно назвать следующие:
- применение несложных средств рассеяния светового потока - размещение перед осветителем полупрозрачного (матового) экрана, направление источника света не на объект, а на белую светоотражающую поверхность, помещение объекта в "световой колодец";
-ограничение падающего света изменением значения диафрагмы - данная мера хотя и приводит к получению темного по тональности исходного изображения, но устраняет "тянучки"; последующей обработкой изображение можно привести к нормальному (по распределению яркостей) виду;
-применение поляризационных светофильтров - кристаллы поляризатора можно сориентировать таким образом, что при прохождении через фильтр часть излучения, приводящая к бликам на изображении, будет поглощаться, а другая часть (в плоскости, перпендикулярной к первой) будет пропущена при некотором ослаблении.

При репродукционной фотосъемке, т.е. при съемке плоскостных объектов (документов, рисунков, схем, фотографий, поверхностных следов и др.) освещение устанавливается, как правило, с двух противоположных сторон под углом 30 - 50° , чтобы основная часть отразившихся лучей не попадала в объектив. Особенностью цифрового репродуцирования является повышенное требование к равномерности освещенности по всему полю изображения, попадающего в кадровое окно. При цифровом пороге в передаче полутонов, равном или ниже значения "256", области с неравномерным освещением отображаются в виде закрашенных зон с резкими пограничными переходами, что заметно снижает качество наблюдаемой картины.

При фотосъемке объемных предметов также используется двустороннее освещение, но при этом один источник света, получивший название рисующего, является основой всего освещения, выявляет форму и детали объекта, а другой источник - в 2-3 раза меньшей освещенности - несколько высветляет затемненные участки изображения (выравнивающий свет). Для выравнивания теней вместо дополнительных источников света могут спользоваться белые отражательные экраны. При цифровой фиксации следует учитывать, что в глубоких тенях изображения вместо равномерных темных областей может появляться "шум" в виде мелких окрашенных точек, чаще синего оттенка, существенно снижающих качество изображения. Можно устранить указанный дефект, увеличив мощность выравнивающего света или используя для освещения прямой (фронтальный) свет. Иными словами, цифровая фотосъемка, особенно цветная, требует сильного равномерного освещения всех частей объекта; наличие резких контрастов и теней является нежелательным.

Для устранения общей тени, отбрасываемой объектом съемки, рекомендуется размещать его на расстоянии от фона, поместив, например, на прозрачное стекло. Для придания наглядности форме объекта, можно использовать фоновое освещение.

Схему освещения, которая включает взаимное расположение объекта съемки и осветителей, выбирают в зависимости от вида объекта и задач исследования. Например, объект со слабовыраженным рельефом (вдавленный штрих на бумаге, рельефный оттиск штампа) можно сфотографировать при косо направленном одностороннем освещении, а объект со сложным рельефом и множеством деталей (оружие, замки, взрывные устройства) - при равномерном двухстороннем освещении и, при необходимости, с дополнительной подсветкой.

По общему правилу, непрозрачные объекты фотографируют в отраженном свете, прозрачные и полупрозрачные - в проходящем, объекты с деталями из прозрачных и непрозрачных материалов фотографируют при комбинированном освещении. Схемы освещения объектов при традиционной и цифровой фотографии практически не различаются, поэтому описаны здесь в самом общем виде.

На точность цифрового изображения влияют размеры элементов приемного устройства (ПЗС-матрицы) и их взаимное расположение, а также количество градаций яркости. Чем меньше размеры светочувствительных элементов и расстояние между ними и чем больше градаций яркости, тем точнее передается изображение.

Элементарная ячейка изображения называется пикселом (pixel). Каждый пиксел имеет собственное значение яркости. Для полутонового изображения эти значения могут изменяться в пределах от 0 до 255. Количество информации, требуемое для записи 256 градаций полутонов, равно 8 bit (1 byte). Если увеличить количество информации (16, 24, 32 bit), то соответственно увеличится число полутонов или оттенков (для цветного изображения).

Особенности цифровой фотофиксации объектов криминалистических экспертиз.

Средства и методы цифровой фотографии, по аналогии с традиционными, используются в криминалистической экспертизе для запечатления общего вида объектов и для решения исследовательских задач. С их помощью можно выявлять слабовидимые и невидимые признаки, повышать наглядность цветовых и яркостных различий в исследуемых объектах; изучать механизм следообразования, получать изображения для проведения сравнительных исследований. Цифровые изображения могут приобщаться к заключениям эксперта для иллюстрации его выводов. Исходя из экспертных задач, фотографические методы принято делить на запечатлевающие и исследующие. Остановимся на некоторых особенностях использования этих методов применительно к цифровой фотосъемке.

Средства съемки выбираются в зависимости от вида и размера фотографируемых объектов. Цифровые фотокопии плоских объектов проще всего получить на планшетном сканере. Съемка объемных предметов производится с использованием переносных цифровых камер (крупногабаритные объекты - одежда, длинноствольное огнестрельное оружие) или проекционных сканеров (мелкие объекты - пули, гильзы, пломбы, детали взрывных устройств; объекты средних размеров - орудия взлома, пистолеты, ножи, замки и др.). Цифровые камеры и сканирующие головки можно укреплять на штативах или стойках распространенных фотографических установок "УЛАРУС", "МРКА".

Основная особенность цифровой съемки объектов - выбор оптимального разрешения ввода (сканирования) и печати. Остальные параметры - яркость, контраст, цветовой баланс - могут быть скорректированы в графических редакторах. Преимуществом цифровой съемки общего вида объектов является то, что программно можно выделить наиболее существенные их детали, поместить предметы на любой фон, убрать мешающие тени.

Цифровые камеры, исполненные конструктивно в корпусах малоформатных фотоаппаратов, позволяют получать при съемке с предельно близких расстояний увеличение изображения по сравнению с оригиналом не более, чем 1:10. К тому же у ряда камер полезная площадь изображения ограничивается не кадровым окном, а размерами матрицы, что еще более ограничивает порог увеличения. Вместе с тем, объектами криминалистических экспертиз нередко выступают небольшие по своим размерам предметы и следы или фрагменты следов (пули, гильзы, следы рук, следы взлома, фрагменты измененных штрихов записей). Цифровой ввод изображений в недостаточно крупном масштабе приводит к утрате мелких деталей объектов, нечеткому отображению признаков в следах.

Съемка объектов с увеличением 1:5 и выше, при которой используются специальные устройства или встроенные оптико-механические функции фотокамер, получила название макросъемки. Масштаб макросъемки определяется исходя из физических размеров матрицы или окна сканирования. Например, при размере матрицы 14x9 mm снимаемое поле изображения в масштабе 1:2 составит 28x18 mm. Таким образом, зная размеры снимаемого объекта и размеры кадрового окна, можно выбрать оптимальный размер кадра.

При макросъемке рельефных объектов необходимо учитывать, что увеличение масштаба фотографирования приводит, в свою очередь, к снижению глубины резкости. Ее можно повысить диафрагмированием объектива. Еще одно ограничение накладывает значительное снижение количества света, попадающего на матрицу (линейку) при съемке в крупных масштабах. При изменении увеличения с 1:5 до 5:1 засветка составит около 5 % от исходной.

Данные особенности не позволяют, как правило, использовать цифровые камеры любительского класса для съемки в крупном масштабе. Макросъемка проводится портативными и студийными камерами, имеющими возможность использования сменной оптики, удлинительных колец или макромеха. Некоторые камеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием и имеющими режим "Макро".

Цифровую макросъемку предпочтительнее проводить со штатива, что позволяет использовать режим длительных экспозиций. Наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, а затем проводится диафрагмирование объектива до значения, обеспечивающего необходимую глубину резкости. Во избежание возможной нерезкости изображения, управление экспозицией при макросъемке следует осуществлять дистанционно, с помощью клавиатуры компьютера, сразу же просматривая на экране полученные результаты.

Цифровым вводом или сканированием объектов следует добиваться оптимально высокой степени разрешения, чтобы впоследствии избежать изменения разрешения или размера изображений в графических редакторах. Физический размер определяется количеством пикселов оцифрованного изображения. При постоянном количестве пикселов программное увеличение размера изображения ведет к снижению его графического разрешения, что проявляется сначала в смазанности, нерезкости наблюдаемой картины, а при дальнейшем укрупнении - в проявлении пиксельной структуры и мозаичности изображения.

Заключение эксперта.

Заключение эксперта как процессуальный документ должно отвечать ряду специальных требований, относящихся как к содержанию, так и к форме. В нем непременно должны фиксироваться: весь ход экспертного исследования, примененные методы, технические средства и результаты исследования. Существенное значение для достоверности вывода эксперта имеют правильный выбор метода исследования и соблюдение методических, технических условий его применения. Вместе с тем, достоверность вывода эксперта достигается также соблюдением определенных правил при подготовке иллюстраций и составлении фототаблиц. Иллюстрации являются наглядным подтверждением сделанного вывода, повышают убедительность заключения эксперта, поскольку при чтении текста не всегда возникает четкое представление о тех признаках, на основании которых эксперт пришел к тому или иному выводу.

В настоящее время подготовка текстов заключений при помощи компьютерных текстовых редакторов становится обычной экспертной практикой. Использование компьютерных технологий существенно облегчает процесс оформления результатов исследования. Появилась возможность помещать иллюстрации непосредственно в тексты выходных документов. Изображения становятся органичной частью заключения эксперта, что является дополнительной гарантией от подмены вещественных доказательств или фальсификации выводов. Наряду с этим, компьютерная подготовка иллюстраций к печати и верстка их вместе с текстами заключений имеют свои особенности.

Согласно УПК РФ, заключение эксперта как процессуальный документ должно иметь определенное содержание. Кроме этого, ведомственными нормативными актами определены форма и структура этого документа (Приложение 2 к Приказу МВД России № 261 от 01.06.93 г.). Регламентировано, что заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. К заключению прилагаются иллюстративные материалы, подтверждающие выводы эксперта. В тексте исследовательской части заключения даются ссылки на приложения с иллюстрациями. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом.

Как следует из приведенного описания, законодательно не запрещается помещать иллюстрации непосредственно по тексту заключения, тем более если их не вклеивают, а печатают за один проход вместе с текстом.

В примерных образцах экспертных заключений прослеживается общая последовательность в описании и способах иллюстрации изучаемых объектов. Раздел "Исследование" начинается с описания объекта в целом и его существенных свойств, далее приводится ссылка на снимок в фототаблице. При компьютерной верстке есть возможность поместить цифровое изображение исследуемого объекта сразу после текстового его описания. В редакторе WORD это можно слелать двумя способами - вставив "Кадр" (Frame), а в него "Рисунок" (Picture), или же сразу поместив "Рисунок" в нужное место на странице заключения эксперта.

Особенностью компьютерной верстки является то, что при большом количестве иллюстраций существенно увеличивается размер текстового файла заключения, а следовательно, требуется дополнительное место на диске, снижается скорость редактирования документа. По умолчанию WORD сохраняет в документе полную "картинку" импортированного графического файла, что значительно увеличивает размер документа. К примеру, при импорте трех иллюстраций размерами по 300K размер файла с заключением эксперта увеличивается почти до 1 Mb. Средства WORD позволяют уменьшить размер документа, создавая связи с графическими файлами. Для этого нужно явно указать, что хранить нужно только связь, а не законченное графическое представление изображения. Условиями для связывания элементов являются: подготовка приложений в среде Windows, поддержка ими протоколов динамического обмена данными (DDE) или внедрения объектов (OLE).

Для создания связи с графическим файлом без включения изображения в документ, следует поместить курсор в место предполагаемой вставки иллюстрации, затем в меню "Вставка" выбрать команду "Рисунок" и найти нужный графический файл. Установив выделение "Связать" и одновременно отключив выделение "Хранить рисунок в документе", можно сохранить внутри документа лишь связи с графическим файлом, а не все изображение целиком. При этом на экране монитора будет показываться реальное графическое представление иллюстрации, получаемое из файла-источ-ника. Если файл-источник будет по каким-либо причинам недоступен, то в соответствующем месте заключения эксперта вместо связанной информации показывается (печатается) пустое обрамление.

Заключение.

Фотография сопровождает процесс расследования преступлений на всем его протяжении: с момента обнаружения признаков преступления до момента передачи дела в суд. Столь же широк круг лиц, использующих в своей работе фотографические средства и методы: следователь, оперативный работник, специалист, эксперт-криминалист. Вместе с тем, средства и методы, традиционно используемые на практике, начинают отставать от требуемого уровня технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

В связи с этим закономерен интерес к любым изменениям в технике фотографии, позволяющим существенно ускорить и упростить получение снимков при сохранении их статуса производных вещественных доказательств. Применение цифровой фотографии, оформленное с соблюдением необходимых процессуальных условий, гарантирующих проверку адекватности (соответствия) объекта съемки его цифровому изображению, значительно расширяет возможности запечатлевающей и исследовательской фотографии. Ряд экспертно-криминалистических подразделений, включая ЭКЦ МВД России, уже приступил к практическому использованию цифровой фотографии в своей работе. Однако в криминалистической литературе до настоящего времени вопросы применения цифровых фотографических технологий в процессе рассследования преступлений глубоко не исследовались. Подготовленный для Вас материал является первым опытом обобщенного анализа цифровой фотографии как частного метода криминалистической техники, определения ее места в системе криминалистических средств и методов, попытки классификации и развернутого описания технических и программных средств цифровой фотографии, разработки рекомендаций по применению цифровой фотографии в экспертной практике. Несомненно, есть необходимость дальнейшего, более детального изучения прикладных (процессуальных и технических) аспектов применения современных цифровых фотографических технологий для фиксации и исследования вещественных доказательств.



Покупка/Продажа рекламы в интернет. Партнерские программы